вторник, 30 марта 2010 г.

“Пытаясь взлететь”. История пятнадцатая. «Первый оптовый заказ» или «Как я познакомился с близким по духу».

1996 год.


Дела двигались, палатки продавались. Продажи шли в гору, не хватало скачка, так сказать, выхода на более качественный уровень.


Шанс появился в виде клиента на «жигули» последней модели. Заказчики подъехали к нам на производство, в нашу «избушку на курьих ножках». Это был директор центрального полтавского рынка с женой. Звали его Сергей. Пишу – директор рынка – и у меня возникает ассоциация с неприступным крутым перцем в цепях. Но Сергей был совершенно другим. Он был новатором, для него одним из главных факторов были партнерские взаимоотношения, он нормально относился к экспериментам.


Видя перед собой пацанов, которые только начали бизнес, видя эту зачуханную лачугу, где мы производили палатки, он заказал первую партию палаток в 90 штук. Для нас это был первый оптовый заказ с таким объемом. Мы не подписывали никаких бумаг, не договаривались о рисках – все на честном слове. Мы почти сразу стали друзьями. Сергей был идеальным клиентом для экспериментов.


Расчет, как подобает директору рынка, велся «наличкой». 50% – до и 50% – после выполнения заказа.
Это был достаточно простой заказ для нас, все просто: стандартные изделия, стандартные материалы. И наше сотрудничество началось. Впоследствии полтавчане стали постоянными клиентами...


Как я уже сказал, Сергей был новатором, и в очередном разговоре он рассказал об идее накрыть рынок тентовыми конструкциями вместо отдельных палаточных мест. На тот момент тентовых накрытий в Украине почти не существовало. Сергей предложил попробовать накрыть рынок материалом, который использовался в тентовании фур. Самое интересное, что я тоже рассматривал как развитие бизнеса – тентование машин. Не хватало только толчка, катализатора для начала нового направления бизнеса. И я зацепился за это предложение.


Я сказал, что мы сможем накрыть рынок таким материалом, что мы уже чуть ли не работаем с такой технологией… Данную стратегию я называю «забрасыванием удочки»: когда мы подписываемся под заказ, а потом думаем, как вообще его можно осуществить. Но с этим заказчиком я был относительно спокоен, ведь мы с ним были практически партнерами, он давал возможность экспериментировать.


Посчитав по максимуму стоимость заказа, и получив 50% предоплаты, мы рьяно приступили к выполнению. Для начала нужно было найти материал на первый навес длиной в 29 метров и место, где мы могли качественно изготовить тент. В Украине этот материал PVC был дорогим, но я часто ездил за палаточными материалами в Турцию и видел тентовый материал в продаже, причем по неимоверно низкой цене. Впоследствии мы научились различать качество и плотность материалов, но на тот момент для нас все материалы, покрытые пластиком, были на одно лицо, как, впрочем, и для заказчика.


Я снарядил Володю, моего партнера, в дальний путь в Турцию. Денег было в обрез, поэтому Володя поехал на автобусе по пути всех турецких челночников.


Через неделю Вовка приехал с материалом и с душераздирающими историями про снятие мзды со всего автобуса и про потерю двух рулонов драгоценной ткани.


Тем временем я договорился с компанией, производившей тенты на автомобили, о размещении заказа на изготовление тента из нашего материала. Нам изготовили тент за смешные деньги – около 200 грн. Тент, на минуточку, стоил около 3500 грн (на тот момент 1500 долларов). Рентабельность была аховая – почти 50%.


Но самое интересное впереди…


По нашим размерам в Полтаве изготовили металлический каркас.


С созданным тентом и мешком бечевки мы отправились устанавливать полотно на каркас в Полтаву. Нас было четверо – я с Володей и пара ребят студентов. Никто не понимал, как мы будем устанавливать тент, но нам это казалось простым в исполнении.


Приехав на место, наша команда принялась за работу. Поднялся сильный ветер. В течение дня мы кое-как закрепили тент, не раз рискуя слететь с конструкции вместе с тентом-парусом. К вечеру мы установили, как нам казалось, тент и счастливые вернулись в Харьков.


В 6 утра позвонил Сергей и сказал, что тент сорвало на половину и всю ночь дубасило ткань об асфальт – результат отсутствия опыта закрепления и выбора правильной стропы. Быстро собравшись, взяв с собой бытовой фен для склеивания ткани и еще один мешок, уже более качественной веревки, мы опять поехали в Полтаву.


Пару минут я не мог прийти в себя, увидя злополучный тент, на две трети валяющийся на асфальте. Ночью поднялся сильный ветер, и полотно 6 часов било о землю. Когда мы сняли тент, возник вопрос, что с ним делать: протертое пластиковое покрытие нужно было менять. У нас не было столько лишнего материала и денег, поэтому мы взялись за ремонт, благо Сергей предоставил пустующее помещение магазина, где мы и начали трудовой день. По технологии тент паяется профессиональной машинкой, которую мы не имели, у нас даже не было профессионального фена. Все, что мы имели – время, 8 рабочих рук и бытовой фен для сушки волос, правда, самый мощный, какой можно было купить в магазине.


На ремонт тента у нас ушло чуть меньше суток – 22 часа. Мы начали в 10 со снятия тента с конструкции и закончили латать в 8 утра. Вот это был драйв!!! Состояние, когда работа спорится, и все уверены в успехе предприятия.


К вечеру тент был водружен на каркас. Сергей абсолютно спокойно отнесся к тому, что со второго дня продукт, который мы установили, был не новый – форс-мажор! А реально мог не принять заказ и отказаться от б/у изделия.


Впоследствии мы закрыли весь рынок тентовыми конструкциями и заработали кучу денег. Мы с Сергеем стали друзьями, мы были близкими по духу…


Этот заказ дал старт новому направлению нашей компании – изготовлению тентовых накрытий. Риск увенчался успехом и большой для тех времен прибылью.


Полтавский рынок еще долгое время был для нас корпоративным заказчиком, пока он не обзавелся металлическими навесами. Даже когда Сергей умер – в 33 года от непонятной болезни – управление рынком взяла в свои руки его жена, учительница по специальности и предприниматель по призванию. И наше партнерство продолжилось. До сих пор мы иногда встречаемся и общаемся.


Мне повезло с клиентами. Даже сейчас «TORPAL» предпочитает работать с близкими по духу заказчиками, которым не чуждо новаторство и эксперименты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий